Среда, 15.05.2024, 01:57
Приветствую Вас Гость | RSS

Зарег. на сайте:
Всего: 12
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Счетчики:
Анализ страниц сайта
Онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:



















Главная » 2011 » Март » 31 » Мокринский: нормативное финансирование позволит оценить работу школ
Мокринский: нормативное финансирование позволит оценить работу школ

РИА Новости> В Москве стартует пилотный проект по развитию общего образования, в рамках которого 125 обычных школ (по одной в каждой районной управе) получат повышенный норматив финансирования и финансовую самостоятельность. О том, повлияют ли свобода и ответственность школы в решении экономических вопросов на качество образования, в интервью РИА Новости рассказывает директор лицея № 1535 Михаил Мокринский.

- Михаил Геннадьевич, как изменятся принципы финансирования школ, участвующих в пилотном проекте?

- Первое отличие в том, что если раньше бюджет школы определялся произвольно – проще говоря, нужно было просить денег, то теперь будет точно известно, сколько денег она получит по нормативу, исходя из количества учеников.

Во-вторых, если раньше средства можно было использовать строго по смете, по статьям расходов, то теперь школа, следуя абсолютно прозрачным правилам и процедурам, сама сможет принимать решения, когда и на что тратить деньги.

Допустим, в прошлом году снега зимой было мало, а осень была влажной, это значит, что расходы школы на уборку крыши от снега были меньше, а на замену и чистку ковров – больше. Если в этом году все наоборот, то школа не может "перекинуть" деньги, сэкономленные на коврах, на чистку снега. Недостающие средства приходилось просить у государства, а неиспользованные возвращать в бюджет. В такой ситуации теряет смысл общественное самоуправление - финансирование планируется от прошлогоднего уровня, смета заранее утверждена. Проблемы возникают, а изменить ничего нельзя.

Эффективность возможна лишь там, где есть правила и свобода в расходовании средств, чтобы директор мог выйти к людям, заинтересованным в работе школы, обсудить вопросы финансирования и потом отчитаться. Сейчас это сделать невозможно, потому что часть процедур усложнена и неоднозначна до такой степени, что я не могу ни с кем обсуждать принципы принятия решений.

- Станет ли у пилотных школ больше денег?

- Речь не идет о том, чтобы просто дать больше денег. Это попытка создания реально действующих моделей на основе имеющихся практик, а не так, как обычно бывает: сначала пишем закон, а потом смотрим, как он работает. Правила только еще создаются – их можно будет корректировать в зависимости от того, насколько эффективно пойдет работа.

Я надеюсь, что изначально эти школы получат внятные правила игры и ясную систему финансирования, складывающуюся из взаимодополняющих потоков. Так, часть средств школа гарантированно получает по нормативу, другую часть – если соответствует критериям качества, третью – если участвует в какой-то государственной программе, работает по приоритетным направлениям и при этом эффективно расходует деньги.

- Как введение новых экономических механизмов отразится на качестве образования?

- Нельзя однозначно ответить, хорошо ли работает школа, ведь все школы разные и "хорошо работать" могут по-разному. Но вопрос может быть сведен к оценке эффективности: вот направления работы школы, вот ресурсы – достигнуты ли запланированные результаты? Если по одному направлению не достигнуты, может быть, школа является выдающейся в чем-то другом? И эти приоритеты должны соответствовать ожиданиям учеников и родителей, возможностям педагогического коллектива.

Нам предстоит пройти путь, который другие страны прошли за 30-40 лет, в ходе экспериментов отвечая на вопрос, как эффективно использовать средства. Именно так складывалась основа для объективной самооценки, анализа, обмена опытом. А мы сейчас не можем ее создать даже в рамках одного района.

Нормативно-подушевое финансирование даст нам возможность наглядно оценить результат работы конкретной школы - если ученики и их родители довольны, детей в школе становится больше, и ее финансирование автоматически растет. А из неуспешных школ ученики уходят. Вообще популярность школы - один из немногих объективных способов оценить, правильно ли расходуются средства, удовлетворяет ли учебное заведение потребностям своего контингента.

- А что делать со школой, если вдруг выясняется, что не удовлетворяет?

- Государство, видя, что из школы уходит много детей, вынуждено принимать меры: ведь возникает вопрос, оправдано ли финансирование. Решением проблемы может быть смена администрации, частичная замена педагогического коллектива. А если на рывок вперед, на изменения школе не хватает денег, есть замечательный опыт, например, Великобритании: дополнительное целевое финансирование, ясная антикризисная программа, помощь, сроки, контроль.

Если стратегия школы в чем-то ошибочна и неуспешна, государство оплачивает учителям "героическую оборону", а должно оплачивать участие в коллективном результате труда. И оценка участия не может складываться кулуарно, субъективно. Сегодня важнейший залог успеха школы – принятие своих правил оценки качества труда - операциональных, прозрачных, понятных. Тогда и родители смогут более адекватно оценивать, чем и насколько школа им полезна и как она влияет на будущее их детей.

Всего комментариев: 0
Праздники сегодня

08.09.2011
Состоится легкоатлетическая эстафета на Кубок Президента
08.09.2011
О ходе реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению зарплаты учителей
08.09.2011
Медведев выделил образовательным учреждениям средства из резервного фонда
07.09.2011
Студенты и школьники вступили в новый учебный год
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по русскому языку
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по иностранным языкам
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по химии
14.06.2011
Совет Федерации одобрил закон о поддержке детских школ искусств
19.04.2011
В российских школах могут быть введены антинаркотические курсы
19.04.2011
В Москве намереваются разработать систему электронной очереди на запись в школы
19.04.2011
Иностранцы смогут преподавать в РФ без спецприглашений вузов
19.04.2011
120 млрд. рублей будет дополнительно направлено на модернизацию школьного образования в 2011-2013 годах
19.04.2011
Итоги Всероссийского Съезда учителей информатики
19.04.2011
Фурсенко готов уйти с поста главы совета директоров Роснано
19.04.2011
Новый вариант проекта образовательного стандарта опубликуют в апреле
19.04.2011
В Государственную Думу внесён закон об отсрочке от службы в армии для учащихся колледжей
04.04.2011
Росстат будет изучать вопрос трудоустройства выпускников в РФ с 2016 г.
04.04.2011
Россия и Австрия договорились о сотрудничестве в области подготовки инженерных кадров
04.04.2011
Ведущие вузы должны получать господдержку в первую очередь - Фурсенко
31.03.2011
Медведев: необходимо уделить особое внимание среднему техобразованию