Среда, 15.05.2024, 05:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Зарег. на сайте:
Всего: 12
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Счетчики:
Анализ страниц сайта
Онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:



















Главная » 2011 » Март » 31 » Дмитрий Медведев встретился со студентами и преподавателями технических вузов
Дмитрий Медведев встретился со студентами и преподавателями технических вузов

Президент России Дмитрий Медведев во вторник 29 марта встретился со студентами и преподавателями технических вузов в Московском энергетическом институте.

Встреча продолжает серию мероприятий, посвященных проблеме подготовки инженерно-технических кадров и повышения престижа таких специальностей. Медведев не раз говорил о "катастрофическом" дефиците инженеров в России и 11 марта объявил о намерении провести в ближайший месяц ряд встреч и совещаний на эту тему.

Дмитрий Медведев ответил на вопросы и выслушал предложения студентов, касающиеся модернизации технического образования в России и повышения престижа инженерных профессий.

Далее приведена стенограмма встречи.

Д.МЕДВЕДЕВ: Добрый день! Очень рад вас видеть!

Я вначале много говорить не буду, хотел бы, чтобы вы меня поспрашивали, если какие-то вопросы есть, и сами сказали, что думаете о развитии образования в стране и инженерного образования в частности.

Хочу начать вот с чего. Когда я заканчивал школу, это было аж в 1982-м, уже древнем году, то я среди своих товарищей, с которыми я учился, был редкой птицей, потому что я был одним из немногих, кто зачем-то пошёл в гуманитарный университет – Санкт-Петербургский университет: подавляющее большинство моих товарищей – в Ленинграде тогда – поступало на инженерные специальности. И мне даже приходилось объяснять – я поймал себя на довольно забавной мысли, что тогда народ не понимал этого вообще, – на кого учат на юридическом факультете. Юристы были настолько "ненужной" специальностью, что даже не понимали, кто это такие, и мне приходилось объяснять, что потом из них получаются судьи, прокуроры, милиционеры. А инженеры – это практически все мои товарищи, которые вместе со мной заканчивали школу.

С тех пор прошло много времени, многое изменилось в стране, и страна изменилась очень сильно. При этом у нас в 2010 году поступило на инженерные специальности 217 тысяч человек. В принципе это весьма и весьма немало. А из всего общего количества высших учебных заведений 30 процентов – это инженерные вузы, вузы, где преподаются инженерные специальности. Всего таковых в нашей стране – 555. Именно в этих 555 университетах и происходит обучение инженерным специальностям.

Вы представляете часть из них. Я имею в виду не только энергетический институт, здесь есть ребята и преподаватели, которые приехали из других высших учебных заведений. Мне просто очень хотелось бы, чтобы вы рассказали мне всё, что вы думаете о текущей ситуации.

Я некоторое время назад решил уделить повышенное внимание инженерам и инженерной специальности именно в силу того, что это исключительно важно в плане создания новой экономики, модернизации технологического уклада. Очевидно, что без инженеров не обойтись, как очевидно и то, что 90-е годы и это десятилетие были очень сложными для инженеров, для инженерного образования. За последнее время, правда, мы кое-что сделали. Вы, наверное, расскажете, что получилось, что не получилось.

Пожалуйста.

С.АВЕТИСЯН: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич! Меня зовут Самвел Аветисян. Я представляю Санкт-Петербургский политехнический университет.

У меня такой вопрос: возможно ли сделать налоговые послабления для студентов выпускных курсов и для молодых специалистов в течение первых трёх лет после окончания вуза, снять с них социальные налоги и налоги на зарплату – 13 процентов, подоходный налог? Таким образом мы позволим компаниям нанимать таких специалистов на работу, им будет выгодно нанимать их. И компаниям, которые организовали молодые студенты или выпускники технических специальностей, легче будет нести налоговое бремя. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Самвел, спасибо.

Я надеюсь, Вы понимаете, что я не Дед Мороз и не волшебник. (Смех.) Было бы, конечно, здорово, если бы сказал: «Конечно, возможно! Эка проблема! Давай документы!» (Смех.) Но на самом деле всё, конечно, не так просто. В принципе налоговое стимулирование должно быть. Просто снимать с кого-то подоходный налог, я считаю, неправильно; такой практики нигде нет.

Кстати, обращаю внимание на то, что 13 процентов – вообще-то это одна из самых низких ставок в мире. Практически, может быть, можно найти ещё 3–5 стран, где ставка 12–13 процентов. То есть она у нас, во-первых, небольшая, а во-вторых, вы, наверное, знаете, она у нас плоская: сколько ты ни заработаешь, всё равно платишь вот эти самые проценты.

Но какие-то адресные вещи в отношении молодёжи делать надо. И я, конечно, тоже обязательно об этом подумаю к завтрашнему дню, но речь, конечно, не пойдёт о том, чтобы снять все налоги и создать налоговые каникулы для выпускников. Это сделать невозможно даже по государственным соображениям, тем более у нас очень талантливые люди. Я помню, когда я был в вашем возрасте, советская власть сняла налоги со всех участников Великой Отечественной войны, что, в общем, выглядело очень гуманно и красиво. Я думаю, дальше рассказывать не надо, какие доходы у ряда участников появились и каким образом они создавались. Поэтому льготы – это всегда не только стимул, но это и необходимость контроля. Но кое-что придумать можно, я обязательно к этому вернусь.

Пожалуйста.

Ю.РОМАШОВА: Здравствуйте! Ромашова Юлия, магистрант Новосибирского государственного технического университета.

Нас как молодых специалистов интересует интересная и перспективная работа. К сожалению, на наших государственных технических предприятиях идёт устаревшее и давно изношенное оборудование. Планируется ли переоснащение государственных промышленных предприятий? Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Юля, знаете, всё, что мы сейчас делаем, – это и есть переоснащение. Только хочу Вам сказать, что государство сейчас этим не занимается. Этим должны заниматься сами государственные предприятия, если они хотят сохраниться. А если не хотят сохраниться – значит, тогда так об этом прямо и нужно сказать, тогда их нужно приватизировать, слить с кем-то. Программы технического перевооружения должны создавать сами предприятия. Государство из бюджета никаких станков не закупает и на предприятия не поставляет. Поэтому это на самом деле дело каждого конкретного предприятия.

Нам просто нужно оценить общую нашу способность поддерживать целый ряд таких предприятий. В ряде случаев мы идём на создание больших корпораций, в ряде случаев происходит приватизация государственных предприятий. Некоторые предприятия в силу специфики их работы должны остаться государственными. Но программа технологического перевооружения, конечно, должна создаваться на самом предприятии. Само предприятие знает, что оно может и что не может, и должно рассчитывать эту программу исходя из возможностей реализации собственной продукции. Это рынок! Только так.

П.САРКИСОВ: Павел Саркисов, МГТУ имени Баумана.

Вопрос следующий. Процесс эффективной модернизации сегодня не ограничивается рамками одного государства. Инженеру сейчас уже недостаточно владеть своей специальностью, необходимы специалисты международного уровня. И это не только иностранный язык, это междисциплинарное мышление, коммуникативная компетенция, навыки работы в команде, презентаций, публичных выступлений.

К счастью, в нашем вузе есть подобная инициатива – авторский курс, где мы вырабатываем эти навыки. И результаты действительно впечатляют. Мы чувствуем их. Но, к сожалению, в глобальном масштабе это большая редкость.

В этой связи, как Вы считаете, как можно распространить этот опыт, эту уже отлаженную работающую технологию за пределы одного вуза? Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Если Вы считаете, что это хорошая технология, то, мне кажется, нужно просто эту технологию посмотреть, передать её в Министерство образования. И Министерство образования (это их ответственность), если сочтёт это правильным, должно эту технологию растиражировать и передать другим вузам. Если вы, скажем, не боитесь потерять авторские права на неё, если вы готовы поделиться этим опытом, давайте это сделаем, пожалуйста. Я думаю, это нормально абсолютно.

Е.СБИТНАЯ: Здравствуйте! Сбитная Екатерина, инженер-строитель, Московский государственный университет путей сообщения.

Сейчас затронута проблема нехватки нашей стране инженерных кадров. Недавно на встрече на заводе «Метровагонмаш» Вы говорили о том, что две трети выпускников обычно после выпуска куда-то пропадают, то есть начинают работать не по специальности. Я думаю, что проблема состоит в том, что сейчас очень много развелось частных фирм, где не принимают выпускников без опыта работы.

Но мой вопрос не в этом, у меня вопрос-предложение. В нашей стране также существует и много предприятий, которые готовы обучать молодых специалистов, готовы развивать их потенциал для того, чтобы они работали на нашу страну. Но я как будущий выпускник не знаю, куда обратиться. Может быть, создать в рамках государственного проекта интернет-портал или какую-то всероссийскую базу данных, где предприятия могли бы заявлять о том, что им нужны молодые специалисты, они готовы их обучать, они готовы с ними работать и повышать именно интеллектуальный, инженерный баланс страны, чтобы этим заняться в государственном масштабе. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Давайте. По поводу того, что не знаете, куда обратиться. В общем, конечно, это не очень здорово, потому что сам университет должен помогать своим выпускникам, своим студентам в профориентации.

Я встречался на «Метровагонмаше» с представителями работодателей, а они, знаете, ребята абсолютно конкретные, и у них есть понимание того, каких выпускников они хотели бы видеть. И это, на мой взгляд, абсолютно необходимая вещь, потому что и раньше так было, когда я заканчивал университет, и сейчас так очень часто происходит: люди приходят на производство, и с чего начинается работа? Им говорят: «Забудьте всё, что вы слышали в университете, сейчас мы вас научим жизни». И начинают учить. Где-то правильно, где-то неправильно. Но, конечно, гораздо лучше было бы, если бы они уже производственную практику (вы то есть) проходили на том предприятии, на котором будете работать, или хотя бы по той специальности, по которой вы будете работать, чтобы вы представляли, о чём идёт речь. У вас что, практики нет, что ли, сейчас?

Е.СБИТНАЯ: Практика есть. Но я конкретно о том, чтобы создать всероссийскую базу данных.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, теперь в отношении системы информирования. У нас есть на самом деле неплохая система информирования и система вакансий, есть специальный сайт, который ведёт Министерство по социальному развитию. На этом сайте (я просто недавно занимался как раз проблемой безработицы в стране) на настоящий момент перечислено больше миллиона вакансий. Это немаленькая цифра с учётом даже общего количества безработных в стране. Этот сайт открытый, там есть и инженерные специальности, и, конечно, не инженерные, и туда можно просто поместить анкету. В этом смысле я просто считаю, нужно немножко приложить упорство. Посмотрите, система информирования в стране складывается, я не говорю, что она идеальная, но она работает, и не только на этом сайте, конечно, но на одном этом сайте миллион вакансий. Подобные порталы и сайты есть в каждом регионе. Я специально посещал центры, и там действительно всё достаточно подробно, нормально изложено, с зарплатой и с требованиями. Если, конечно, нет возможности пройти профориентацию и получить информацию, допустим, прямо в высшем учебном заведении, такая система работает, я сам проверял, посмотрите.

ВОПРОС: Добрый день, Дмитрий Анатольевич! Я представляю Московский энергетический институт.

В прошлом году при поддержке Федеральной сетевой компании в нашем строительном отряде была организована работа на энергообъектах. Всем очень понравилось, ребята остались довольны.

Д.МЕДВЕДЕВ: Где Вы были-то?

РЕПЛИКА: Я конкретно не была. Но я знаю, что…

Д.МЕДВЕДЕВ: Вот так. (Смех.)

РЕПЛИКА: Я знаю, что ребята ездили по разным городам России, и, по-моему, планировалась ещё поездка в Сочи на энергообъекты. Желающих становится всё больше с каждым годом. И хотелось бы узнать, планируется ли поддержка строительного отряда другими компаниями, госкорпорациями, организациями какими-либо? Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.

«Я, конечно, Пастернака не читал, но, как и все советские люди…»

Безусловно планируется. Я сам посещал в Сочи один из таких строительных отрядов. Там были, кстати, студенты из разных университетов. Может быть, кстати, и из вашего были, я уже сейчас не помню. И они строят довольно много объектов. Это очень полезно и для самих студентов, и для компаний. Хорошо, что этим занимается сетевая компания и другие энергетические корпорации этим занимаются.

Общая установка, которую я дал и Правительству, и государственным компаниям, и частным (до той степени, в которой мы можем, конечно, давать рекомендации такого рода), – это привлекать студентов на различного рода работы. Я сам, когда учился, ездил в стройотряд. Это полезная штука и с точки зрения навыков, и с точки зрения возможности заработать немножко денег. Поэтому это абсолютно необходимая программа. Будем её развивать обязательно.

С.ПАНАРИН: Сергей Панарин, Московский авиационный институт. Я сейчас заканчиваю аспирантуру и хотел поделиться впечатлением о качестве нашего образования в положительном смысле.

Я прошлым летом решил для развития себя как аспиранта поехать в Кембридж, в Англию, и посмотреть, как там обстоит ситуация с наукой. Я поехал.

Д.МЕДВЕДЕВ: Как я Вам завидую – «Я решил поехать в Кембридж!» (Смех.) Мне такая мысль даже в голову не приходила, когда я аспирантом был.

C.ПАНАРИН: Ну, благо возможность сейчас такая есть. В институте соответственно целевая программа, целевые аспиранты – короче говоря, деньги на это были, и лето я решил провести с пользой. Соответственно приехал я туда, посмотрел, побывал в Cavendish lab, лаборатории, где в 50-е годы открыли спиральную структуру ДНК.

Что я хотел сказать: я математик, и, присутствовав там, я почувствовал, что качество нашего образования очень высоко. Я чувствовал себя абсолютно в теме, я понимал, о чём идёт речь, мог поддерживать разговор, задавать вопросы. И мне было очень приятно, что в нашем институте, в МАИ, уже сейчас качество образования очень высокое, а с учётом тех программ и тех вещей, которые делает государство, соответственно я понимаю, что в будущем будет только лучше. Мне это было приятно просто как человеку. Хотел, чтобы Вы об этом тоже знали. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.

Если позволите, я, во-первых, скажу, что мне тоже очень приятно это слышать. Наши школы: и математическая школа, и инженерная школа – всё-таки котируются в мире, и это медицинский факт. Это не значит, что нам нужно этим упиваться. Если ничего не делать, то всё можно потерять. Но тем не менее то, что вы говорите очень важно. В то же время нужно видеть перспективу, нужно заниматься развитием науки: и прикладной, и фундаментальной. Знаете, ведь те люди, с которыми Вы общались, судят о достоинстве научной школы, образования по нескольким критериям, в том числе по так называемому цитированию. В этом плане у нас не всё благополучно. Мы много хорошего делаем и даже пишем, но относимся к этому очень наплевательски, а это один из фундаментальных показателей успешности той или иной науки. Кстати сказать, и математической тоже. Но в математике получше на самом деле, чем, может быть, в других науках сейчас в нашей стране с этим обстоит дело. Поэтому нужно обязательно уделять этому внимание.


Читать далее>>
Всего комментариев: 0
Праздники сегодня

08.09.2011
Состоится легкоатлетическая эстафета на Кубок Президента
08.09.2011
О ходе реализации проекта по модернизации региональных систем общего образования и повышению зарплаты учителей
08.09.2011
Медведев выделил образовательным учреждениям средства из резервного фонда
07.09.2011
Студенты и школьники вступили в новый учебный год
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по русскому языку
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по иностранным языкам
14.06.2011
Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по химии
14.06.2011
Совет Федерации одобрил закон о поддержке детских школ искусств
19.04.2011
В российских школах могут быть введены антинаркотические курсы
19.04.2011
В Москве намереваются разработать систему электронной очереди на запись в школы
19.04.2011
Иностранцы смогут преподавать в РФ без спецприглашений вузов
19.04.2011
120 млрд. рублей будет дополнительно направлено на модернизацию школьного образования в 2011-2013 годах
19.04.2011
Итоги Всероссийского Съезда учителей информатики
19.04.2011
Фурсенко готов уйти с поста главы совета директоров Роснано
19.04.2011
Новый вариант проекта образовательного стандарта опубликуют в апреле
19.04.2011
В Государственную Думу внесён закон об отсрочке от службы в армии для учащихся колледжей
04.04.2011
Росстат будет изучать вопрос трудоустройства выпускников в РФ с 2016 г.
04.04.2011
Россия и Австрия договорились о сотрудничестве в области подготовки инженерных кадров
04.04.2011
Ведущие вузы должны получать господдержку в первую очередь - Фурсенко
31.03.2011
Медведев: необходимо уделить особое внимание среднему техобразованию